Выдача свидетельства о праве на наследство: стоимость и нюансы оформления

Факт принятия наследства требует обязательного документального подтверждения. Таким образом, наследник получает законное право распоряжаться по своему усмотрению имуществом, которое досталось ему после смерти наследодателя.

Какой документ выдает нотариус при вступлении в наследство?

После фактической смерти или объявления судом умершим физического лица его наследники не лишены права фактического использования имущества покойного. Однако для того, чтобы получить полноценное право владения и распоряжения им необходимо вступить в установленные законом сроки в наследство у нотариуса и получить свидетельство на наследство. Данный документ подтверждает право собственности на конкретное имущество. Государственный или частный нотариус выдает свидетельство о праве на наследство в том случае, если не пропущен шестимесячный срок с момента смерти наследодателя и в этот срок наследник открыл наследственное дело. Открытие наследства происходит по последнему месту жительства умершего или месту нахождения его имущества, если невозможно установить его место проживания. Так, если покойный до момента смерти проживал в Киеве, то местом открытия наследства будет считаться именно этот город, независимо от того, где умер человек.

свидетельство на наследство

Сколько времени оформляется наследство?

Документ о праве на наследственное имущество или его часть выдается на основании письменного заявления наследников по истечении 180 дней после открытия наследственного дела. В особых случаях, предусмотренных частью 2 ст. 1270 и статьей 1276 ГКУ свидетельство может быть выдано по истечении сроков, регламентированных данными статьями. Заявление о принятии или отказе от наследования может подаваться человеком лично или быть отправлено по почте. В последнем случае подлинность подписи на нем должна быть удостоверена нотариально.

Обязанности нотариуса при оформлении наследства

При выдаче свидетельства нотариус по наследственным делам проверяет следующее:

  • факт смерти наследодателя;
  • место и дата открытия наследства;
  • наличие завещания в Наследственном реестре или наследственного договора;
  • законность оснований для допуска к наследованию лиц в порядке определенной законом очередности;
  • полный объем наследственного имущества.

Законными основаниями, подтверждающими вышеприведенные факты, является их документальное подтверждение. Поэтому при обращении в нотариальную контору наследники покойного обязаны предоставить ряд документов, подтверждающих юридически значимые фактов, которые должны быть установлены для принятия наследства (смерть наследодателя, родство, факт совместного проживания, если он имел место и др). Кроме того, в обязательном порядке должны быть представлены правоустанавливающие документы на наследственное имущество, которые подтвердят, что оно находилось в собственности умершего. Оформляя документ о праве наследства по завещанию, нотариус также должен обязательно проверить наличие лиц, которые имеют обязательную долю в наследственной массе покойного.

После проверки соответствия всех представленного пакета бумаг, наследникам будет выдан документ, подтверждающий их право на конкретный вид имущества, который в обязательном порядке регистрируется в Наследственном реестре.

Какие документы нужны, чтобы оформить у нотариуса наследство?

Как уже отмечалось, для подтверждения законности процедуры, необходимо предоставить в нотариальную контору по месту открытия наследственного дела следующую документацию:

  • паспорт и идентификационный код наследника;
  • свидетельство о смерти наследодателя;
  • правоустанавливающие документы на имущество, входящее в наследственную массу;
  • при наследовании по закону документальное подтверждение родственных связей (свидетельства о рождении, о браке, решение суда об установлении родственных отношений);
  • оценка имущества (только при необходимости уплаты налога с его получения в собственность, поскольку при оформлении наследства от стоимости имущества в ряде случаев взимается фиксированный процент в размере 5 %или 18%).

Представленный выше перечень бумаг является стандартным, однако каждый конкретный случай может потребовать дополнения к этому списку. Поэтому желательно предварительно получить консультацию нотариуса по наследству, который точно определит полный перечень необходимых документов.

Стоимость оформления наследства

Расходы по оформлению наследства условно подразделяются на несколько категорий:

  • услуги нотариуса при вступлении в наследство и оформлении свидетельства;
  • затраты на оценку имущества в случае необходимости;
  • налог на доходы физических лиц, в случае необходимости;

НДФЛ с наследства не уплачивают лица, входящий е первую и вторую очередь наследования.  Для остальных категорий предусмотрена ставка 5% от стоимости приобретенных ценностей, в случае получения их наследником-резидентом. Для нерезидентов ставка составит 18%. Дополнительно к налогу с доходов уплачивается военный сбор в размере 1,5% от оценочной стоимости приобретенного имущества. Исходя из всего вышеописанного, цена оформления наследства сугубо индивидуальна.

Предыдущая запись
Генеральная доверенность на авто
Следующая запись
Договор купли продажи недвижимости

Консультация нотариуса:

+38 050 348 02 56
+38 097 071 96 84

Услуги нотариуса

Меню